Россия оказалась лишь на 84 месте в рейтинге качества бензина IFQC  Международный центр по надзору за качеством горючего IFQC опубликовал рейтинг 100 стран, который основывается на уровне содержания серы в бензине. 
 Бензин самого высокого качества, по данным IFQC, продается в Германии. Второе место в рейтинге заняла Япония, третье поделили Австрия, Дания, Эстония, Финляндия, Венгрия и Швеция. Соединенные Штаты Америки оказались на 34 строке рейтинга. 
 Россия оказалась лишь на 84 месте в рейтинге. Соседние Белоруссия и Украина обошли по качеству отечественный бензин и оказались на 53 и 48 местах соответственно. 
 Сера является естественным компонентом нефти. Однако из-за недостаточной очистки нефти, высокий процент содержания серы может негативно повлиять на качество транспортного горючего. В результате сгорания бензина сера и ее соединения, попадающие в воздух, могут принести вред окружающей среде и здоровью человека. 
 По последним нормативам Европы и штата Калифорния допустимое содержание серы в дизельном топливе не более 0,001%, в России этот показатель в 100 раз больше. 
 там еще на странице табличка есть с местами... 
 Бензин в России хуже, чем в Уганде 
 Наше автомобильное топливо отстает по качеству не только от немецкого, но даже от нигерийского, угандийского и папуасского. Международный центр качества топлива (International Fuel Quality Center, IFQC), исследовав сотню стран, поставил Россию только на 84-е место. Как же получается, что, живя в крупнейшей нефтедобывающей стране, наши автомобилисты до сих пор получают такое отвратительное топливо? И при этом стоит оно дороже, чем в других странах? Ответить на эти вопросы должны наши нефтяники, которые в последние годы предпочитали тратить деньги на яхты, а не на инвестиции в современное производство. 
 Не пользуйтесь незнакомыми заправками без необходимости. Эту истину в России знает каждый. Могут и воду залить, и просто нечто, от чего двигатель "не тянет". Даже под вывеской известной нефтяной компании вам могут впарить все что угодно, потому что бренд просто покупается. 
 То, о чем мы раньше и так знали, теперь подтверждено исследователями из IFQC. Бензин они сравнивали по одному параметру - содержанию серы. Результат оказался предсказуемым. Лучший бензин в Германии и Японии. За ними идут европейские страны и Южная Корея. Середину списка занимают развивающиеся страны вроде Украины, Китая, Боливии, Конго и Кот-д'Ивуара. Среди них на 44-м и 45-м местах затесались Соединенные Штаты и Канада. Россия же оказалась почти в самом конце между Панамой и Сербией с Черногорией. Опередить нам удалось лишь государства вроде Пакистана, Брунея и Парагвая (он занял последнее место). 
 Конечно, рейтинги - вещь условная. Верить им можно далеко не всегда. Но в этот рейтинг почему-то верится. Ведь вряд ли найдется в России автолюбитель, который не становился жертвой заправщиков. 
 "Левое" топливо: попробуй докажи! 
 - Российское топливо? - смеется председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. - Оно не отвечает никаким нормам! Лучше всего на заправках поблизости от НПЗ, но отъедешь чуть подальше - и уже рискуешь купить суррогат. 
 Вероятность получить такую бурду в бензобак особенно высока в Татарии, Башкирии, на юге страны. Там, где нефть добывают, там бензин часто и подделывают. Сделать это несложно. Достаточно взять на ближайшем нефтезаводе так называемый прямогонный бензин. Его получают непосредственно из нефти после первой перегонки. К нему надо подмешать недорогих присадок и улучшителей - и получите 92-й или даже 95-й. Продажей такой бурды грешат очень многие заправки. Серы в ней - выше всяких норм. Вода тоже встречается. Это - худшее из худших топливо в России. 
 - Знаете, почему наши водители покупают американские грузовики? - раскрыл нам неожиданно тайну Александр Котов. - У них двигатели под капотом спереди. Если солярка замерзла, то, пока ремонтируешь двигатель, можно бегать в кабину греться. А вот в "КамАЗах" и "МАЗах" кабина поднимается, и на морозе приходится замерзать. 
 Почему же сбыт низкокачественного топлива безнаказанно сходит с рук? Доказать, что вам залил плохой бензин именно этот заправщик, очень тяжело. 
 - Сколько в стране суррогата - никто не знает, потому что нет контроля. А нет контроля - нет и статистики, - объясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. 
 В общем, с "левым" бензином все понятно. Но ведь у нас и настоящий - тот, что с НПЗ, - не выдерживает критики. Почему? 
 Плохой, чтобы машины не ломались 
 У тех, кто топливо производит, - своя правда: какие машины - такой и бензин. 
 - Все это глупости, - уверена начальник лаборатории ВНИИ нефтепереработки Елена Никитина. - Бензин делается для конкретного двигателя. Мы можем ввести любые нормы - хоть "Евро-99", но экология лучше не станет. Потому что, если двигатель без нейтрализатора, толку не будет. 
 А таких машин, отвечающих нормам "Евро-1" или ниже, в автопарке страны больше половины, признает Аркуша. 
 - Да, компьютеры в современных движках ломаются, если залить некачественное топливо, - соглашается он. - Но точно так же сломается и старый двигатель, если дать ему "чистый" бензин. Почему? Потому что сера обладает смазывающими свойствами. 
 Так вот почему у нас бензин плохой - чтобы двигатели не ломались! Это забота о потребителях. Странно только, что в той же Европе старых машин тоже немало, но никто еще не жаловался, будто хороший бензин разъедает их изнутри. А если судить по состоянию подержанных машин из Европы, тамошнее топливо здорово продляет им старость. 
 Нефтяники: у нас все хорошо 
 На самом деле проблема в том, что даже дорогой высокооктановый бензин у нас содержит много серы. Его плохое качество компенсируется присадками. Берем 92-й, добавляем немного финских химикатов - и вот вам 95-й или даже 98-й. И не важно, что от такого "микса" свечи горят. Об этом знают только водители и механики. Представители нефтяных компаний вообще делают вид, что о проблемах с качеством бензина никогда и не слышали. 
 - Мы производим топливо, качество которого полностью отвечает стандартам, установленным государством, - говорит начальник управления информации НК "Роснефть" Николай Манвелов. 
 - Мы уже давно делаем дизельное топливо, отвечающее стандарту "Евро-5", а бензин производим "Евро-3", - уверяет пресс-секретарь НК "ЛУКОЙЛ" Дмитрий Долгов. 
 - Мне вообще удивительно, что подобное исследование обсуждается в России. Позиция Запада и его заинтересованность в составлении таких рейтингов ясны, а вот зачем это нашим СМИ, мне непонятно, - разоткровенничался еще один нефтяник. 
 Что ж, у нефтяников своя правда. Действительно, на некоторых заправках, в основном столичных, есть специальные пистолеты с качественным топливом. Ему придумывают красивые рекламные названия. Но оно дороже. Но вот вопрос: если весь бензин качественный, то зачем нефтяные компании сами же на заправках делят его на "хороший" и "не очень"? Нестыковочка получается... 
 Строить НПЗ? Кому это надо... 
 На самом деле хороший бензин в России действительно есть, его выпускают на современных НПЗ, построенных в последние годы. Но их немного. Например, из выпускаемого в стране Аи-95 нормам "Евро-3" и "Евро-4" отвечает меньше трети. Среди Аи-92 качественным можно назвать менее четверти бензина. И практически весь он уходит на экспорт в Европу. Это выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке. Доходит до смешного: финская нефтяная компания Neste, построившая сеть заправок в районе Петербурга, торгует... российским бензином. Хотя обладает огромными НПЗ в Финляндии. Но качественное топливо везти в Россию нет смысла. 
 На наш рынок идет преимущественно топливо, выпущенное на старых, еще советской постройки, НПЗ. Соответствующего качества. До сих пор на половине нефтеперерабатывающих заводов в стране глубина переработки нефти составляет лишь 50-70% и только у пяти превышает 80%. При этом в США "черное золото" перерабатывают на 92%. Почему это так важно? При высокой глубине переработки резко повышаются объемы выпуска высококачественных светлых нефтепродуктов. 
 - У нефтяников нет больших стимулов забивать себе голову качеством бензина, - считает аналитик инвесткомпании "Файнэншл бридж" Дмитрий Александров. - Во-первых, продавать сырую нефть им проще и привычнее. Во-вторых, постройка НПЗ требует нескольких миллиардов долларов, и окупится он только за 7-10 лет. Для нашей страны это слишком далекое будущее. И наконец, в стране до сих пор нет налоговых стимулов выпускать качественный бензин. 
 Налоги с литра бензина от его качества не зависят. Водитель к ответу не привлечет. Вот и получается, что при продаже плохого бензина маржа у нефтяных компаний выше. 
 Впрочем, Елена Никитина, несмотря ни на что, уверена, что строить новые НПЗ - это все равно что вымогать у нефтяного магната последнюю копейку. 
 - У меня складывается впечатление, что нам хотят просто разрушить нефтепереработку, - возмущается она. - Ведь на переоборудование затраты колоссальные, но эффекта для экологии это не даст. 
 Так все-таки станет когда-нибудь качество российского бензина достойным нефтяной державы? 
 - Не думаю, что в скором времени что-то радикально изменится при нынешних крайне неспешных темпах модернизации и строительства НПЗ. Много хорошего бензина появится лет через 10, не раньше, - считает Дмитрий Александров. 
 И правда, если уж при 150 долларах за баррель у нефтяных компаний денег на заводы не нашлось, то сейчас - при 50 - и подавно не найдется.